Среда, 13.12.2017, 16:37 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
 

Форум НАШ ДОМ


Реклама сайта

Cайт · Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS     

 

Страница 1 из 11
Модератор форума: Kazan 
Форум » Дом по Пр-ту Победы 25 » Флудилка » Общество потребления как национальная трагедия Украины

Общество потребления как национальная трагедия Украины
KazanДата: Пятница, 09.09.2011, 09:35 | Сообщение # 1
Хранитель
Группа: Администраторы
За 60 Сообщений
Награды:
6
Репутация: 5
Статус: Offline
Общество потребления как национальная трагедия Украины (07.09.2011 13:41)

Александр Кендюхов «Зеркало недели. Украина» №1

— Ты хочешь узнать, что это? Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас она с нами рядом. Ты видишь ее, когда смотришь в окно и когда смотришь телевизор. Ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги… Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду.

— Какую?

— Что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснешься, в темнице для разума…

Из диалога Морфеуса и Нео. (Фильм «Матрица»)

С высокой долей вероятности можно утверждать, что те изменения, которые на протяжении последнего десятилетия происходят в общественном сознании, являются катастрофичными для Украины и приведут молодое независимое Украинское государство к национальному краху и фактической потере своей независимости.

Научно доказано, что крах одних государств и взлет других в подавляющем большинстве случаев связаны не со сменой правящих режимов, войнами и природными катаклизмами, а с изменением общественных ценностей, общественного сознания.

Непродолжительный период украинской независимости представляет собой один из таких критических моментов, когда общественное сознание претерпевает самые радикальные изменения, в основе которых лежат три главных фактора:

1) перманентный нигилизм как психологическая основа трансформации общественного сознания;

2) постоянная манипуляция человеческим сознанием как норма общественной жизни;

3) философия маркетинга как творец ценностей Общества потребления.

Первый фактор — перманентный нигилизм — расчищает поле общественного сознания для взращивания новых ценностей. Но проблема заключается в том, что высокие и, как правило, сложные для общественного восприятия ценности легко уязвимы и легко разрушаемы, а простые, примитивные, как сорняки, способны расти практически на любой почве, в любой голове. Лишь бы эта голова была темна как перепаханные украинские черноземы.

Перманентный нигилизм, в отличие от нигилизма радикального, как раз и создает в общественном сознании такую благоприятную для прорастания ценностных сорняков психологическую среду. Радикальный же нигилизм — это не просто отрицание ценностей, а их полное, абсолютное уничтожение, почва, очищаемая не вспашкой, а раскаленным вулканическим пеплом.

Сознание украинского общества, начиная с последних лет существования СССР и до сегодняшнего дня, включая все годы украинской независимости, подвергалось и подвергается перманентному нигилизму.

Вначале было отрицание советских ценностей. Идеалы социализма оказались ложью, государство было признано тоталитарным, путь к коммунизму — тупиковым. Но главное, что советское общество почувствовало себя преданным и обманутым своей политической элитой. Соответственно ценности, декларируемые КПСС, были этим обществом отвергнуты как сплошная ложь и лицемерие. Как следствие, Советский Союз развалился, а Украина неожиданно для ее населения стала независимым государством.

В начале 90-х прошлого века на смену отброшенным ценностям в перепаханном сознании украинцев начали прорастать новые, либеральные ценности: свобода выбора, свобода совести, многопартийность, демократия, рыночная экономика с ее свободной конкуренцией. Не прошло и трех лет с момента приобретения Украиной независимости, как страна утонула в тотальной нищете и бандитизме. Прошло еще два года, и украинское общество, одураченное ваучерной приватизацией, так и не осознав ни либеральных ценностей, ни принципов функционирования рыночной экономики (то, что было создано, можно назвать скорее неандертальским капитализмом), отвергло в своем сознании так называемые либеральные ценности.

Десятилетие, начиная с 1994-го по 2004 год, можно охарактеризовать как период общественной апатии. Старые ценности были выкорчеваны, а новые, непонятые, искаженные и оболганные, зачахли в образовавшейся пустыне человеческого сознания. Как говорил Фридрих Ницше: «Нет цели. Нет ответа на вопрос „зачем?“. С телеэкранов власть вещала о защите демократических свобод, правах граждан, социально ориентированной рыночной экономике и какой-то стабильности. А на улицах по-прежнему гремели перестрелки, страну захлестнула коррупция, наркомания, проституция и детский алкоголизм. Свободная конкуренция осталась только на уровне мелких лавочников, а золотое правило крупного бизнеса гласило: «Если не ешь ты, значит — едят тебя!».

Апатия неизбежно должна была привести к очередному проявлению нигилизма. И в 2004 г. значительной частью общества такая ценность, как стабильность, была переоценена, и на ее смену пришла ценность «рук, которые ничего не крали». Но не прошло и года, как выяснилось, что у тех, у кого «руки ничего не крали» — головы ничего не думали, и слабые ростки таких высоких ценностей, как честность и порядочность, быстро зачахли. Общество в очередной раз почувствовало себя преданным, обманутым и разочарованным. И снова ни одна высокая ценность не овладела его сознанием. Времена апатии вернулись.

Перманентный украинский нигилизм, так и не достигнув какой-либо радикальной формы, представляет собой процесс хронического отрицания периодически прорастающих высших ценностей в их зародыше. Украинское общество за годы независимости так и не смогло создать новые высшие ценности, оставляя свое сознание открытым и доступным для заполнения его примитивными ценностями-сорняками.

Какая-либо общественная, в том числе экономическая и политическая деятельность, для высокоморальных людей потеряла смысл, так как она есть творчество, а общественных целей и ценностей для такого творчества нет. Украинское общество в аспекте высших ценностей оказалось перед лицом «Великого ничто». Процесс эволюции общественного сознания с первых лет независимости пошел в направлении дегенерации, упрощения ценностей и духовного пессимизма.

Но неправильно думать, что если в сознании украинского общества не проросло ни одной новой высокой, объединившей его в единую нацию, благородной ценности, то это сознание остается пустым. Нет! Если благодатный украинский чернозем общественного сознания за последние двадцать лет не смог родить ни одной великой идеи, ни одного могучего дуба, то это пустое место тут же было захвачено ценностями-паразитами.

Перманентный нигилизм постоянно очищал поле общественного сознания от высоких культур, пока мелкие и ничтожные, но легкие для восприятия ценности Общества потребления, порожденного философией маркетинга, полностью не заполнили поле человеческого сознания. Причем так плотно, что, возможно, уже ни один желудь на нем не прорастет.

Второй фактор — постоянная манипуляция человеческим сознанием как естественная (моральная) норма общественной жизни.

Одним из важнейших свойств Общества потребления является высокая податливость внушению вследствие «очищения» сознания в процессе перманентного нигилизма по отношению к каким-либо высшим ценностям.

Благодаря перманентному нигилизму, украинское общество с первых лет независимости находится в состоянии выжидательного внимания, облегчающего всякое внушение.

Внушению трудно поддаются изолированные индивиды. Однако психологической наукой доказано, что совершенно по-другому ведет себя психологическая масса и отдельный оказавшийся в ней человек. Сознательная личность исчезает, то есть ее чувства, идеи, ценности приобретают то же направление, что и у других членов массы, становятся частью «коллективной души». В предыдущие периоды истории для формирования психологической массы одним из важнейших условий было сосредоточение людей в одном месте и в одно время. Однако сегодня, благодаря широкому развитию коммуникационных технологий, в этом полностью исчезла необходимость, и формирование психологической массы легко осуществляется при помощи экранов телевизоров, мониторов компьютеров, радио, прессы и т.д. Если изолированному у себя дома индивиду каждый день с экрана телевизора показывать, что это хотят все и все, у кого это есть, счастливы, то и он рано или поздно начнет хотеть и, соответственно, действовать в нужном направлении. Конечно, приобретая это, индивид может разочароваться, но ему тут же будет предложено что-то новенькое, более совершенное.

Манипуляция сознанием происходит везде: на телеэкранах, на страницах газет и журналов, в развлекательных центрах, на стадионах, в религиозных организациях, на «звездных» концертах.

Важно только одно: чтобы каждый человек искренне верил в иллюзию как абсолютную истину, что все его желания — отражение его индивидуальной природы, а не создаваемые извне. Чтобы он даже не смел задумываться о каких-либо манипуляциях.

Жизнь в постоянном ожидании лучшей жизни выработала у украинского общества необыкновенную податливость внушению. Какую бы нейтральную позицию ни занимал простой украинец по отношению к какому-либо товару, услуге, эстрадному исполнителю или политику, он постоянно находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Выжидательное внимание, кроме того, постоянно стимулируется цепью перманентных разочарований и нарастанием в обществе подсознательной агрессивности. Правильно формулируемое внушение практически мгновенно передается вследствие психической заразительности всем представителям психологической массы, и немедленно возникает соответствующее желание: купить определенный товар, сходить в определенный развлекательный центр, посмотреть определенный фильм, поддержать определенный футбольный клуб.

Блуждая по лабиринтам апатии на границе нигилизма, украинское общество легко подчиняется всяким внушениям и все менее подчиняется влиянию рассудка, теряет критические способности и становится чрезвычайно легковерным.

Манипуляция общественным сознанием осуществляется путем применения трех главных инструментов, подробно описанных французским психологом Гюставом Ле Боном: преувеличения, утверждения и бесконечного повторения. Если даже поверхностно проанализировать рекламу любого товара или услуги, то с легкостью можно увидеть эту несложную, но весьма действенную технологию.

Третий, самый важный фактор, — философия маркетинга.

Пока романтики новейшей истории рассуждали на своих партсъездах о высоких ценностях и великой национальной идее, философия маркетинга как истинный творец ценностей Общества потребления действовала жестко и бескомпромиссно.

Неправильно думать, что философия маркетинга и формирование Общества потребления — тайный замысел мировых корпораций. Нет, эта философия не создалась специально кем-то для кого-то. Это первая за всю историю человечества стихийная философия, которая только начинает осознаваться. Сознание людей оказалось полностью открыто океану информации о том, чего им следует хотеть и как, и где это можно получить. Все настолько просто, что ни мировые религии, ни философское наследие человечества не смогли не то что отреагировать, а даже заметить, что они уже не владеют сознанием человека.

Центральная категория философии маркетинга — это человеческое желание. Не потребитель, не товар, не обмен, сделка или рынок лежат в самом сердце маркетинга — все это заблуждения. Человеческое желание, нужда — вот истинная основа маркетинга, его философский камень.

То, что пишут апологеты маркетинга в своих учебниках — что человеческие желания не создаются усилиями извне, а являются исходными составляющими природы человека, — уже давно не соответствует действительности. Философия маркетинга переросла уровень выявления и удовлетворения желаний и достигла уровня их создания! Благодаря манипуляциям с общественным сознанием, человеческие желания культивируются, как кукуруза в поле. Каждый день каждый человек погружается в благодатную почву по выращиванию желаний, на каждом шагу, каждую минуту мелькают счастливые, радостные лица обладателей кремов, мазей, автомобилей, стиральных машин, туристических путевок, кредитных карточек; с религиозных брошюр умильно улыбаются члены различных сект; на светских тусовках брызжут счастьем роскошной жизни звезды эстрады.

Чем больше желаний, чем сильнее человека мучают различные нужды, тем больше он покупает, тем больше потребление.

Философия маркетинга основана на искушении и зависти. Лежащая в основе маркетинговой философии любовь бизнеса к потребителю — лицемерие, посредством его бизнес удовлетворяет свои желания, которые в свою очередь — есть желания владельцев этого бизнеса, также формируемые философией маркетинга.

Современная философия маркетинга непрерывно формирует стереотипы жизненных ценностей и принципов поведения: роскошные дома, роскошные автомобили, рестораны, дорогая одежда как само собой разумеющиеся доминирующие ценности, спорт как визуальное развлечение для любителей пива.

Прямое следствие философии маркетинга — потребительская «булимия», невозможность насыщения: утоленный голод порождает еще больший голод. Философия традиционного маркетинга — философия вечного голода. Именно она стала главной причиной первого в истории человечества мирового кризиса перепотребления.

Ни одна философская концепция не несла в себе большей угрозы человечеству, чем философия маркетинга. Под ее воздействием происходит своего рода духовная деэволюция человечества. Человек становится не в состоянии познавать себя, реализовывать себя как творческую личность, что по многим философским и религиозным учениям является главной характеристикой Человека. То творчество, которое есть сегодня, не есть духовный взлет человека. Основная суть творческой деятельности в Обществе потребления — создание потребностей и средств их удовлетворения. Вначале маркетинг создает то, что затем удовлетворяет. При этом деньги всегда идут в одном направлении: желание — удовлетворение.

По существу, философия маркетинга культивирует низшие желания человека и создает ценности, отождествляемые во всех религиях с влиянием сил зла:

— ненасытная жажда материальных благ и чувственных физических удовольствий;

— жажда денег;

— тщеславие;

— зависть;

— ложь;

— лицемерие.

Понятие долга здесь неуместно. «Я хочу» полностью вытесняет «Я должен».

Философия маркетинга призывает дать волю своим желаниям. Многовековая мудрость, призывающая человечество к умеренности, была повержена простой концепцией: хоти и получай то, что хочешь. Вниз скатываться легче, чем подниматься вверх.

Основные принципы философии маркетинга:

1. Человек — раб своих желаний.

2. Предела желаниям не существует.

3. Желание — бесконечное мучение.

4. Счастье в удовлетворении желаний.

5. Желания человека культивируемы извне.

6. Искушение — основной метод культивации желания.

7. За удовлетворение желания человек готов платить. Чем сильнее желание — тем больше он готов платить.

8. Человек — стадное существо, подверженное заражению желанием.

9. Желания одних культивируются для удовлетворения желаний других.

10. Власть и деньги — главные средства удовлетворения желаний.

Результат философии маркетинга — Общество потребления лжет себе во всем: в бизнесе, политике, культуре, религии, но искренне верит в свою ложь, точно так же, как когда-то человечество искренне верило в то, что Земля плоская. Под воздействием философии маркетинга происходит трансформация общества в некий программируемый одновекторный социальный организм с тупиковой ветвью духовной эволюции.

Итак, радикальные изменения в общественном сознании, осуществляемые под воздействием трех вышеуказанных факторов, вывели украинское общество на «вершину» его развития — Общество потребления.

Общество потребления представляет собой единую психологическую массу, живущую в мире иллюзий, где истина достигается не критическим анализом действительности, а путем просмотра телевизора, чтения газет, просмотра глянцевых журналов о гламурной жизни и выслушивания мнений друзей и подруг в торгово-развлекательных центрах.

Основные признаки Общества потребления:

1. Единая психологическая масса, основанная на доминировании низших ценностей над высшими.

Трагедия для Украины: духовное и интеллектуальное вырождение общества, фактически добровольный отказ от таких гражданских свобод, как свобода выбора, свобода совести, свобода слова и, в конце концов, формирование имитационной формы демократии. Экономическая деградация как следствие доминирования потребления над производством. Гибель в зародыше экономического патриотизма.

2. Жизнь в мире иллюзий — норма жизни человеческого общества.

Трагедия для Украины: рабское не сознание, а подсознание. Жизнь в мире иллюзий как естественная форма психологической защиты человеческого организма от депрессии, связанной с осознанием безысходности. Имитация правильности всех форм общественной жизни: науки, образования, здравоохранения, правоохранительной и судебной систем, армии и т.д. Искренняя вера большинства членов общества в то, что черное — это белое и наоборот. Лицемерие как естественность общественной жизни.

3. Самовозрастание и ненасытность желаний. Чувство постоянной неудовлетворенности. Жажда новых покупок.

Трагедия для Украины: жизнь в долг по законам кредитора. Самовозрастание и ненасытность желаний заставляют приобретать все больше и больше. Нет склонности к накоплению, бережливости. Желание тратить всегда больше, чем желание зарабатывать. Отсюда — невозможность существования без импортного продукта и зарубежных кредитов. Неизбежное следствие: полная потеря государством своей экономической независимости.

4. Основная жизненная установка: все желания можно удовлетворить за деньги. Деньги — главная общественная ценность.

Трагедия для Украины: бесславная история. Главная забота каждого — деньги любым способом. Деньги воспринимаются как мерило интеллекта, правосудия, великодушия и благородства. Уважение и правда — только там, где деньги.

5. Общественное сознание формируется поставщиками средств удовлетворения желаний, которые через средства массовой информации и другие маркетинговые коммуникации заставляют человека «правильно» хотеть и, соответственно, платить.

Трагедия для Украины: общество лишается возможности делать сознательный обоснованный выбор. «Правильные» желания превращают человека из личности-творца в человека-робота, получающего исключительно «правильную» информацию и принимающего «правильные» решения.

6. Основная манипуляционная посылка: ты — Его Величество Потребитель. Для того чтобы простой человек не чувствовал себя пешкой в чьих-то руках, ему внушается идея, что он — Его Величество Потребитель и все что ни делает бизнес, делается исключительно для удовлетворения желаний Его Величества.

Трагедия для Украины: потеря способности украинского общества к критическому мышлению. Общенациональное оглупение.

7. Меньшинство постоянно манипулирует сознанием большинства. Не потому, что это желание меньшинства, а потому, что так комфортней большинству.

Трагедия для Украины: самоуничтожение гражданского общества. Зачем думать самим, когда есть те, кто подумает за нас? Счастье рабов.


8. Культурное поле основано на пропаганде достоинства роскошной жизни. Когда у человека заканчиваются деньги, он выпадает из культурного поля Общества потребления. Ему в нем нет места, он воспринимается как неудачник.

Трагедия для Украины: духовная деградация общества. Каждый «культурный» человек должен завидовать тем, кто живет в роскоши, и стремиться жить, как они. Каждый человек должен чувствовать себя неудачником и отщепенцем, если он не может позволить себе рестораны, круизы, бриллианты. Культурные идолы, достойные восхищения и поклонения, — самые богатые люди страны. Культурная норма бизнеса: обогащение одних основано на уничтожении других. Общество самопожирания. Цивилизация бизнес-каннибализма.

9. Религия не несет в себе воспитательной функции, а воспринимается как атрибут, символизирующий духовность (нормальность) общества, необходимая часть достойной жизни, так же, как и одежда престижной торговой марки.

Трагедия для Украины: страна лицемерия и общество нищих духом. Все верят в Бога, но поклоняются Золотому тельцу. Христиане, ненавидящие умеренность. Христиане, вершащие зло от чистого сердца. Христиане, презирающие принципы жизни Христа. Двойная мораль как естественная форма и норма общественного сознания.

Таким образом, Общество потребления несет Украине две главные угрозы: экономическую и духовную.

Экономическая. Украина по продаже конечного продукта на внутринациональном рынке — импортоориентированная страна. Последние десять лет умелое применение маркетингового инструментария в симбиозе с широкими кредитными программами обеспечивало нашей стране увеличение внутреннего потребления преимущественно импортного продукта, обескровливало национальную денежную систему и обогащало страны-импортеры.

По существу, Общество потребления и традиционная философия маркетинга как его движущая сила любую импортоориентированную страну ведет к неизбежному экономическому краху.

Стимулируя внутреннее потребление, маркетинговая философия загнала как отдельного потребителя, так и в целом национальную экономику в кредитную ловушку. И теперь экономика Украины не в состоянии поддерживать существующий уровень потребления за счет собственных ресурсов. Украина с ее энерго- и материалоемкой, морально и физически устаревшей структурой национального производства неспособна не только конкурировать своим конечным несырьевым продуктом на внешнем рынке, но и на внутреннем тоже.

Именно раздутость потребления при перекошенной структуре национального производства стала одним из главных факторов стремительной деградации национальной экономической системы. И если данная тенденция сохранится, то Украина полностью утратит свою экономическую независимость. Но Общество потребления этого не заметит, так как будет жить в мире «правильной» информации и «правильных» желаний.

Духовная. Экономическая деградация есть всегда следствие деградации духовной. Духовная деградация, порожденная Обществом потребления, приведет к тому, что негативные явления жизни социума будут восприниматься как его нормальность, а лицемерие — как естественное поведение членов общества в отношениях друг с другом. Уже сейчас мы читаем статьи о том, как на храмы жертвуют владельцы публичных домов, наркобизнес контролируют и развивают те, кто с ним призван бороться, женщины рожают детей за деньги, как товар, а священники освящают торговые центры. Жажда потребления охватила все слои населения. Все общество. Все государство.

В Обществе потребления всегда посредственные ценности, посредственные цели, посредственные достижения. За неимением великих дел возвеличиваются малые. Нет героев по духу, но множество — по орденам. Мало творцов, но много затравленных. Желания одного дня. Удовольствия одного дня. Счастье одного дня. Жизнь как ксерокопия одного дня.

Духовная деградация превращает Украину в страну искренних лжецов, где говорящий правду всегда будет изгоем.

Духовная деградация на корню уничтожает саму возможность формирования украинской нации как самобытной социально-экономической, культурно-политической и духовной общности.

Потеря экономической независимости при стремительной духовной деградации общества — величайшая национальная трагедия, порожденная Обществом потребления, которую само общество вряд ли в состоянии осмыслить. Но если вспомнить мировую историю, то ни для одного общества жизнь в мире иллюзий не заканчивалось хорошо.
 
Форум » Дом по Пр-ту Победы 25 » Флудилка » Общество потребления как национальная трагедия Украины
Страница 1 из 11
Поиск:
счетчик посещений
Открыть мини-чат